d7a3df5cf540caaa
детский видеоблогинг

Попал на YouTube. Детский видеоблогинг

 

Детский видеоблогинг. На экране два симпатичных мальчика, помладше и постарше, разворачивают подарки. Много подарков. В одном они находят новый набор «Лего», в другом — пару десятков эксклюзивных спиннеров, в третьем — коллекционных смурфов, в четвертом — раритетных динозавров. С неприкрытым энтузиазмом дети рвут упаковку, каждый раз восклицая: «Мама, как круто!!!» Мама находится за кадром, комментирует происходящее, периодически отвлекаясь, чтобы сделать крупный план отдельных игрушек. Иногда ей тоже что-то перепадает — например, розовый брелок на цепочке, который она минуты две крутит перед камерой, восхищаясь формой и содержанием и отчетливо артикулируя название бренда. Два миллиона просмотров. Тысячи комментариев. Больше полутора миллионов подписчиков, среди которых и три моих французских племянника. Они не пропускают ни одного эпизода Néo & Swan (так зовут симпатичных мальчиков), каждый раз застывая перед экраном, не произнося ни звука, не моргая и, кажется, не дыша.

Видео — это новый текст. Основатель Facebook Марк Цукерберг сделал ставку на развитие видеоконтента, у Instagram открылось второе дыхание после того, как была добавлена функция «сториз», любой уважающий себя блогер работает на камеру. Но если раньше YouTube-поляну делили в основном подростки и beauty-маньяки, то теперь минуту славы переживают дети — блогам, где в качестве ведущих выступают малыши, которые еще толком не выговаривают слово «рыба», нет числа. На всех языках мира эти ролики выглядят примерно одинаково: юные звезды изучают разные игрушки, ходят в парки аттракционов и устраивают челленджи, в основном связанные с фастфудом. Англоговорящий Эван (Evan Tube HD, 4,5 миллиона подписчиков) выясняет, какая морковь вкуснее — настоящая или сделанная из жевательного мармелада. Француженка Афина (Studio Bubble Tea, миллион подписчиков) сравнивает наггетсы из KFC и McDonald’s. Русскоязычный Максим (Mister Max, 4,8 миллиона подписчиков) проходит квест «Найди пиццу». Кто кого копирует, разобрать сложно, но солидную порцию лайков получает каждый.

ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

Это должно было случиться. В эпоху победившего консьюмеризма на каждую аудиторию найдется свой рекламодатель. Формулу успеха детских видеоканалов вывести несложно: огромный рынок игрушек, плюс готовность родителей бесконечно баловать своих отпрысков, плюс непосредственность и обаяние юных ведущих. Малышу Райану шесть лет. Три года назад его мама начала вести блог Ryan Toys Review, где рассказывала, какие подарки преподносит сыну на праздники. Один из роликов, в котором мальчик обнаруживает гигантский красный шар, заполненный машинками из мультфильма «Тачки», посмотрели почти 735 миллионов раз. Если конвертировать просмотры в доллары, получится свыше миллиона. Мама Райана оставила работу учителя химии в школе и вплотную занялась видеоканалом сына, который заработал несметное богатство, всего лишь радуясь новым игрушкам.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЭКРАНА

«Проблема суперпопулярных детских каналов в том, что они не развивают творческое начало ни у ведущих, ни у зрителей, — говорит психолог Ирина Маркова. — Кстати, я не уверена, что дети немедленно просят купить им игрушку, показанную в блоге, для них это скорее реалити-шоу. Родителей часто критикуют за то, что они используют своих чад в корыстных целях.

 

детский видеоблогингВсе это действительно большая коммерческая история, но в этом смысле дети-ведущие ничем не отличаются, например, от детей-моделей, к которым в обществе относятся лояльно». Возможно, мои племянники наблюдают за жизнью Нео и Свана по тем же причинам, по которым мы, взрослые члены семьи, смотрим сериалы или бездумно пролистываем ленту соцсетей. Отключить мозги и «проветрить» информационное пространство — современным детям это тоже необходимо? Или им просто нравится видеть на экране не выдуманных персонажей, а того, кто «одной крови», — любит игрушки и фастфуд, крутит спиннеры и делает даб. Видео о том, как блогеру Николь Nikol Crazy Family папа вырывает молочный зуб ниткой, собрало почти шесть миллионов просмотров. Это раньше ты оплакивал потерянный зуб в компании разве что зубной феи. Сегодня тебе сочувствует весь мир.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Вика Раскина, логопед-дефектолог, психолог, автор программы раннего развития: «Когда ребенок смотрит видеоролик, ему не нужно думать. Слушая сказку, он представляет, воображает, включает фантазию. Но все, что связано с видеорядом, — облегченный вариант восприятия. Немое черно-белое кино полезнее для работы мозга, чем цветное и озвученное. С развитием видеотехнологий дети не стали образованнее.

Почему детские YouTube-каналы так популярны? В первую очередь, из-за попустительства родителей. Зачем предоставлять детям возможность бесконтрольно пользоваться гаджетами и интернетом? Вы знаете, существуют плохие книжки, которые известны только потому, что их разрекламировали. Существуют плохие бренды, которые покупают благодаря рекламе. Здесь то же самое. В какой-то момент эти ролики качественно «выстрелили» — и покатился вал.

С точки зрения режиссуры они абсолютно неинтересны, их скучно смотреть. Но здесь, вероятно, задеты нужные струны в детском восприятии. «О, посмотри, что у меня есть!» работает лучше, чем «а давай-ка подумаем и сделаем что-нибудь вместе». Дети-ведущие играют роль авторитетных сверстников, которых надо слушаться. Кстати, им самим этот опыт даст много плюсов. Неважно, пойдут они в шоу-бизнес или станут юристами, «испытание» эфиром будет им на пользу.

У меня две дочери, и обеих я контролировала достаточно долго. Это ответственность родителей, но, в крайнем случае, если они так уж боятся выглядеть плохо в глазах детей или если это единственная возможность отдохнуть, нужно ограничить время: смотрим один ролик в день только с одного канала, выбирай сам. И это не обсуждается, этим не спекулируют («Я съем кашу и посмотрю два ролика»), это закон — как почистить зубы перед едой».

 

Поделиться статьей в соцсетях

Добавить комментарий