воссоединение униатов с православной Церковью

Медаль 1839 года “Воссоединение униатов с православной Церковью”

воссоединение униатов с православной Церковью Гравер П.Уткин
Золото 163,11 гр.
Диаметр 61,42 мм.
Дьяков 550.1 R5
Сохранность PF65

Абсолютно бесподобный, исключительный по красоте и сохранности экземпляр. Отчеканен по самым высоким стандартам медальной чеканки 30-х годов XIX века. Редчайшее по красоте и эстетике сочетание ярко-глянцевых поверхностей с глубоко матированным четким рельефом.

Аналог данной медали, отчеканенной в золоте, отсутствует в собрании Государственного Исторического Музея (г. Москва). По имеющейся у нас информации, единственный экземпляр когда-либо появлявшийся на открытых аукционных торгах – 120 000 долларов = 7 200 000 рублей. Редчайшая, возможно, уникальная.

Происходит из коллекции В.К. Георгия Михайловича (Российская Империя).
Аукцион “Adolph Hess, Aktiengesellschaft” (25.10.1939). лот 442

Происходит из коллекции В.К. Георгия Михайловича (Российская Империя).
Аукцион “Christie’s” (03.07.1950). лот 374

Происходит из коллекции “Moreira” (США).
Аукцион “Superior Galleries” (10-11.12.1988). лот 1376

Происходит из коллекции Валерия Склярова (США).
Аукцион “Stack’s” (14.01.2008). лот 3266

Русская униатская церковь возникла на территории Речи Посполитой в результате заключения Брестской Церковной унии 1596 года. Согласно решениям Брестского Собора, некоторая часть православных епископов Киевской Митрополии перешла в подчинение Римской Церкви (по сути приняли католичество), при этом сохранив за собой право совершать божественную литургию на церковнославянском языке по византийскому обряду. Эти изменения стали причиной долгого раскола между «отступниками» и остальной частью Русской Православной Церкви. В течение почти двухсот пятидесяти лет история униатов сопровождалась преследованиями и кровавой борьбой с православными западнорусских земель, которые лишились возможности иметь собственного митрополита вследствие принятия унии. Вместе с этим, таким же лишениям подверглись приверженцы унии на территории Российской Империи.

Причины раскола состояли в ряде проблем, накопившихся в среде иерархов Киевской Митрополии к концу XVI века. Во-первых, в западнорусской Православной Церкви уже долгое время назревал кризис ввиду напряженных отношений между паствой и епископами. Во-вторых, католическое духовенство было тесно связано с верхушкой украинско-белорусских знати и через ее представителей оказывало значительное влияние на местные религиозные институты. В-третьих, большинство представители католической знати, в основном проживающих на западных землях всячески старались ограничить влияния Москвы в том числе через переход православных христиан в католическую веру. И наконец, немалую роль сыграли сложившиеся в то время представления о Православной Церкви как о «вынужденной схизме», которая стала возможной из-за былого величия Константинопольской Патриархии.

Союз с Римско-Католической Церковью, по мнению местных священников, должен был стать удобным решением всех накопившихся проблем, параллельно поднять авторитет священнослужителей среди прихожан. Однако представители Римско-Католической Церкви видели в Униатской церкви намного большее. По их замыслу она должна была стать «переходным мостом» от православия к католичеству. Через свое влияние на местное население Римско-Католическая Церковь получила бы полный контроль над западнорусскими землями. Тем не менее, реальность не соответствовала ожиданиям. Процесс так называемого «перехода» сопровождался бесконечными интригами, убийствами, смещениями и т.п. действиями с обеих сторон. К тому же со временем часть священников-униатов все больше стала задумываться о возвращении в Православие из-за усиливавшегося насаждения латинской обрядности со стороны Рима.

К началу XIX столетия начали складываться предпосылки для возвращения униатов в лоно Православной Церкви. Для большинства иерархов стали очевидны последствия раскола и «особенная» роль Римско-Католической Церкви в его причинах. В это время внутри самих униатов существовало несколько параллельных течений. Одни священники более придерживались Православных канонов, другие следовали католическим.

В 1835 году был образован Секретный Комитет, задачей которого стала разработка плана мирного воссоединения обеих Церквей. На его совещаниях был разработан и подготовлен план, предполагавший составление Соборного акта от лица высшего духовенства Униатской церкви с приложением прошений священнослужителей о желании подчиниться Священному Синоду Русской Православной Церкви. В Комитет вошли несколько старейших членов Святейшего Синода, обер-прокурор Синода, министр внутренних дел и три униатских епископа. Именно епископы, во время своих посещений храмов, должны были выяснить настроение местных священников и начать подготовку по сбору подписей в поддержку начатого процесса. В результате более 1 500 священнослужителей поставили свои подписи под воззванием к созыву Собора.

12 февраля 1839 года в Неделю Торжества Православия состоялся Полоцкий Собор. Его участниками стали униатские епископы и наиболее видные представители духовенства со всех, главным образом западных земель Российской Империи. В итоге был принят Соборный Акт, состоящего из двух пунктов. В первом провозглашалось единство с Русской Православной Церковью и безоговорочная отмена всех решений Брестского Собора 1596 года. Также содержалось прошение иерархов Униатской церкви к Святейшему Синоду Русской Православной Церкви о полном ее подчинении. Во втором участники Собора просили Императора Николая I о содействии в скорейшем присоединении униатов к Православию.

Итогом объединения стало присоединение к Русской Православной Церкви свыше 1 600 бывших униатских приходов с более чем 2 миллионами прихожан. Уния в пределах Российской Империи официально перестала существовать. Произошло объединение некогда разделенной паствы.

Facebook Comments