Почему женщины обвиняются в колдовстве? От средневековой охоты на ведьм в Европе до современных «колдунов» в Танзании вера в колдовство существовала во всех человеческих обществах на протяжении всей истории. Антропологи давно увлечены этим явлением, но изо всех сил пытались изучить его с помощью количественных методов – поэтому наше понимание того, как и почему оно возникает, является бедным.
Но исследование, проведенное нами в одном китайском регионе, дало возможность проверить наиболее распространенную гипотезу – обвинения в колдовстве действуют как наказание для тех, кто не сотрудничает с местными нормами. Согласно этой теории, значки ведьм отмечают якобы ненадежных людей и побуждают других следовать из страха быть помеченными. Однако некоторые эмпирические исследования показали, что маркировка ведьм подрывает доверие и социальную сплоченность в обществе.
Наше исследование основано на 800 домашних хозяйствах в пяти деревнях на юго-западе Китая. Мы исследовали социальное поведение тех, кто был помечен тегом «ведьма», и сравнил его с теми, кто этого не сделал. Работа, опубликованная в Nature Human Behavior, послужила основой для долгосрочного сотрудничества между учеными из Университетского колледжа Лондона, Китайской академии наук в Пекине и Университетом Ланьчжоу.
Для определения социальных сетей и сотрудничества между домохозяйствами мы проводили обследование домов, спрашивали у кого были дети, браки и партнерские отношения с кем. Мы также собирали данные о подарочной подаче, а также о рабочих группах на фермах в период сбора урожая и посадки, чтобы узнать, кто помогал другим домашним хозяйствам в их фермерстве. Все эти меры привели к возникновению четырех социальных сетей между домохозяйствами, основанными на родстве, партнерах по размножению, обмену подарками или работе на ферме.
Магия яда
Хотя в этом районе нас иногда предупреждали не есть в некоторых домашних хозяйствах, так как женщины считались сверхъестественными «ядовитыми дающими». Метка, которую они использовали – «жу» или «жубо», иногда также переводится как «ведьма». Было общеизвестно, какие дома были помечены таким образом, и мы были удивлены, увидев, что на него приходится 13% домашних хозяйств.
Тег был одним из самых сильных предикторов ассортимента в социальных сетях. Те из помеченных домохозяйств редко имели детей или партнерские отношения с лицами из немаркированных домохозяйств, а также не очень часто обменивались подарками или работали на фермах друг друга. Тем не менее, помеченные домохозяйства помогали друг другу и воспроизводили друг с другом, что смягчало затраты на исключение из основных социальных сетей.
Мы также играли «экономическую игру» в деревнях, где каждому человеку давали небольшую сумму денег и просили пожертвовать любую часть из них, которую они хотели в деревню (делиться между всеми игроками). Мы не обнаружили никаких доказательств того, что те, что были помечены как «ведьмы», были менее кооперативными в этой игре, чем любые другие.
Фактически мы обнаружили, что помеченные домохозяйства были очень похожи на другие домохозяйства, за исключением того, что помеченные домохозяйства с большей вероятностью возглавлялись женщинами и были на самом деле немного богаче, чем в среднем.
Мы также обнаружили, что процесс приобретения этикетки был непрозрачным. Даже жертвы часто не знали, кто начал слух о них, они могут просто начать замечать, что другие избегают их. Некоторые источники сообщают о таких тегах, которые работают в семье, а дочери наследуют статус от своих матерей. Следовательно, происхождение пятна могло произойти давно.
Интерпретация результатов
Антропологи, которые считают, что страх потери репутации (посредством маркировки ведьмы или по другим причинам) могут стать огромным стимулом сотрудничества в более широком сообществе, часто приводят свои аргументы в лабораторные эксперименты с использованием экономических игр. Такие эксперименты также показывают, что те, кто наказывает нарушителей, могут сами получить репутационные выгоды.
Однако реальных примеров этого трудно найти. Большинство исследований колдовства не являются количественными и не рассматривают социальные сети, как мы это делали. Хотя это исследование предполагает, что нет никаких доказательств того, что те, кто помечен этой вредной темой, были несовместимы, он не полностью объясняет, почему такие обвинения в некоторых случаях вступают, а не в другие.
Наш вывод состоит в том, что обвинение ведьмы развилось от конкуренции между домохозяйствами. Маркировка, возможно, стала способом для людей опередить своих конкурентов и получить конкурентное преимущество в воспроизведении или ресурсах. Однако источники конкуренции могут быть разными в разных случаях.
Существуют и другие объяснения, которые могут также применяться. Во всем мире концепции колдовства имеют множество общих черт. Например, женщины среднего возраста являются наиболее распространенными жертвами, и часто обвиняют в отравлениях. Но есть и много различий.
Еще одна идея истоков колдовских доносов состоит в том, что они обычны, когда патриархальные институты пытаются установить господство над матриархальными. Это могло бы также применяться в этом случае как буддизм, самая распространенная религия в этом районе, более доминирует среди мужчин, тогда как традиционная социальная структура в регионе является «матрилинейной», где спуск обычно прослеживается по женской линии.
Патриархальный аспект обвинения в колдовстве может также объяснить распространенность женщин как жертв как в традиционных обществах, так и даже в современных условиях, которые могут напоминать «охоты на ведьм», такие как онлайн-издевательства, специально предназначенные для женщин.
Чем больше исследований мы делаем, тем ближе мы сможем понять и решить механизмы, лежащие в основе этих методов, которые могут быть разрушительными для женщин во всем мире.
Понравилась статья Посиделки?
Тогда жми лайк и поделись ею с друзьями.
Также читайте статью “Невероятные истории массового исчезновения людей