Хохлома – традиционное народное русское ремесло, появившееся в XVII веке в селах под Нижним Новгородом. Один из самых известных видов народной русской декоративной живописи, используется в создании великолепной декоративной деревянной посуды.
Хотя предметы деревянные, но выглядят они как позолоченный металл, а их золотая поверхность украшена мягким металлическим блеском. Хохломские мастера имеют оригинальную технологию окраски дерева золотом без использования золота.
Традиционно черные и красные (редко зеленые) цветочные орнаменты окрашены на золотой фон. Золотое, черное и красное – такое сочетание можно увидеть в различных произведениях древнерусских искусств и ремесел , но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный цвет добавляет тепло и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск. Кроме того, закругленные поверхности окрашенной посуды не имеют четких линий и, таким образом, красиво рассеивают свет.
Живопись Хохломы получила свое название после торгового поселения Хохлома в Нижегородской области; из соседних деревень были привезены покрашенные деревянные предметы, хотя они никогда не производились в самой Хохломе.
Кустарное ремесло обязано своим происхождением старообрядцам, которые, спасаясь от преследований чиновников, укрылись в местных лесах. Следует, однако, отметить, что еще до того, как их ближайшие местные жители начали готовить посуду из мягких сортов древесины. Среди раскольников были иконописцы, которые обучили местных мастеров этой технике рисования. Легенда рассказывает о прекрасном иконописце Андрее Лоскуте, который отказался подчиниться религиозным реформам Патриархом Никоном и, таким образом, выслан был из столицы и поселился в лесу. Он нарисовал деревянные изделия и значки в старом стиле. Патриарх узнал об этом и отправил солдат, чтобы захватить вольномыслящего монаха. Но Андрей не сдавался; он сжег свою хижину (и может быть сам внутри нее), и до этого возложил жителей деревни на сохранение своего ремесла.
С тех пор технология хохломской живописи не сильно изменилась. Существует несколько этапов: первые заготовки включаются на токарном станке, а затем изделие заземляют жидким глинистым раствором и смазывают маслом льняного семени, а на следующей стадии обрабатывают высушивающим маслом и сушат. Этот шаг повторяется три-четыре раза. Следующий этап – лужение: предмет покрыт алюминиевым металлическим порошком (как только они используют серебряный порошок, а затем более дешевый оловянный порошок). Затем серебристая часть готова к покраске, которая производится маслами и закрепляется сушкой в печи. Впоследствии работы покрывают несколькими слоями лака, каждый из которых высушивается отдельно в печи. Под воздействием высокой температуры лак превращает серебристый цвет изделия в золотой.
Художники Хохломы применяют ручную кисть без предварительной маркировки. Образы Хохломы являются декоративными: они передают красоту живой природы самым обобщенным образом. Образы цветущих кустов и ягод всегда считались в России символами хороших вещей, благополучия и счастья. Этот красивый обычай по-прежнему хранится в настоящее время мастерами Хохломы, которые украшают обычные предметы домашнего обихода с богато украшенной живописью. Они используют цветочные орнаменты, состоящие из цветов, травы и ягод. В рисунках Хохломы есть несколько видов этого орнамента.
Существует два основных вида хохломной живописи: верхняя живопись – красные и черные орнаменты на золотом фоне; и фоновая картина – золотые украшения на цветном фоне. «Верхняя живопись» включает в себя традиционные «травяные» и «листовые» элементы орнамента. «Трава» состоит из лезвий травы и пружин, окрашенных в красный или черный цвет по золотому цвету. Картина «Лист» состоит из овальных листьев и ягод, обычно разбросанных вокруг стебля. Картина «Фон» основана на большом золотом дизайне на красном или черном фоне. Сначала дизайн очерчен, затем фон заполняется, а затем небольшие фонты добавляются поверх фона. Один из видов фоновой картины называется кудрина (от русских «кудри», то есть кудри) – это процветающий узор с замысловатыми золотыми свитками, напоминающими кудри. В начале XIX века «верхняя» картина была более распространена, так как «фоновая» картина сложнее и использовалась в дорогих сувенирных изделиях. «Фоновая живопись» стала особенно популярной во второй половине XIX века, когда была установлена меховая продукция Хохломы.
Уникальные произведения искусства Хохлома можно увидеть в Музее Хокломы, который был открыт на заводе Семенова в 1972 году. Среди них есть огромная ложка Хокломы размером 2 метра и 67 см и чаша размером полтора метра. Современные хохломские предприятия производят посуду, мебель, сувениры и другие товары.