Злые клоуны… Очень люблю клоунов. Так, например, все мое детство занимал Олег Попов. Талантливый был человек и широко разносторонний. Он работал в Цирке, принимал участие в различных телепередачах для детей, был героем Новогоднего Огонька и часто появлялся в воскресном «Будильнике».
Другим таким талантливым клоуном, но уже в более взрослой моей жизни, был Юрий Владимирович Никулин.
Он много раз приезжал в Киев и выступал в нашем цирке. Мне очень нравились его антрепризы, которые он разыгрывал вместе с Михаилом Николаевичем Румянцевым (клоун Карандаш). В этих коротких представлениях, которые они давали в промежутках между акробатами и львами, был клоунский автомобиль и тяжелое бревно, была собака Клякса и были грузчики, было и смешно, и было грустно. И ведь, как силен был талант Никулина. Киевская публика ходила смотреть не на основные номера – на акробатов или львов – а смотреть ходили именно на Никулина.
Фильмы, в которых снялся Юрий Владимирович, такие как «Они сражались за Родину», «Когда деревья были большими», «Старики разбойники», «Ко мне, Мухтар», «Чучело» с Кристиной Орбакайте и, конечно же, известные всему миру кинокомедии: «Операция «Ы», «Самогонщики», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» – все это принесло не только славу и всенародную любовь Юрию Владимировичу, все это стало частью огромной культурной плиты, на которой и был воспитан тот самый «хороший человек», уникум, равного которому в мире не было и нет сегодня – человек, любивший другого человека, вне зависимости от его национальности, языка или цвета кожи.
И еще одним клоуном, которого в 1981 году, весь мир признал лучшим Комиком Мира, был Вячеслав Полунин. Его миниатюра, которую он показал на Новогоднем Огоньке: «Асисяй, дететива, любовь», словно молния облетела весь мир и влюбила в себя все человечество. Миниатюра, которая была сделана Вячеславом Полуниным на международном языке любви и одиночества, не требовала перевода. В нее влюблялись после первого же просмотра.
Это были великие клоуны. Великие артисты. Великие люди.
Они служили человечеству. Благодаря уникальному дару, полученному ими от Бога – дару смешить людей – они через смех показывали человеку человека.
Они никогда не насмехались над нами. Они нас не унижали, они были с нами заодно. Они, скорее, грустили о человеке. Они были очень важны в жизни каждого из нас. Они в какой-то мере были нашей человеческой отдушиной. Благодаря им мы могли посмеяться над собой, вырваться из бытовухи и с юмором посмотреть на жизнь вокруг нас, и с любовью принять другого человека. Простого человека. Такого же, как мы.
Это были хорошие клоуны. Это были великие люди.
Они не были шутами. Они не были придворными шутами. Они были артистами.
Но сегодня другое время…
Добрые клоуны сегодня никому не нужны. Сегодня время злое. Время денег и силы. Слабым и слезливым места нет. Зубастые, коренастые, хоть маленькие, но сильные, вот кто сегодня нужен.
Злые клоуны сегодня нужны.
И есть такие. Талантливые, одаренные, крепкие, сиплые, гибкие.
Их время.
И ведь удивительно не то, что они побеждают; удивительно то, что это именно мы их хотим.
Нам плевать на то, кому они служат. Нам плевать на то, что они нам несут. Нам все это не важно. Вы видели сериал?!! Ну, вот так все и будет! С автоматом узи в Верховную Раду. С вот такими глазами и в таком костюме.
И мы хотим этого клоуна. И не надо нам ничего говорить. Это наше время. Это время шутов. Это время завершения времен. Тупик и бессмыслица.
И если уж в омут, так с головой.
И если уж в пропасть, так хоть со смехом.
Василий Волга