Кибер-социализм… Действительно ли кибер-социализм стоит попробовать? Когда Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию коммунизма, в 1800-х годах они писали о «примитивном коммунизме», об эгалитарном обмене едой и другим имуществом, практикуемом древними охотничьими и собирательными обществами. Они также предсказывали, что в будущем общество вернется к более развитой форме «чистого коммунизма».
Несмотря на то, что, безусловно, нет научного консенсуса в отношении того, что эта марксистская теория истории действительна, есть существенные доказательства того, что примитивные охотничье-собирательные общества воплощали многие аспекты социалистического принципа: от каждого по его способностям, каждому по его потребностям. Например, английский антрополог Э. Эванс-Притчард, изучавший охотничьи и собирательные племена нуэров в долине Нила, сказал: “В целом можно сказать, что никто в деревне Нуер не голодает, если все не голодают”.
Несмотря на то, что в прошлом веке было много экспериментов с коммунистической и социалистической экономикой, ни одно из этих обществ не смогло в крупном масштабе воспроизвести уровень социалистического обмена, который произошел в небольших сообществах охотничьих и собирательных групп. Но возможно ли, что ИТ-специалисты могут позволить этому решению, основанному на сообществе, эффективно действовать в гораздо более крупных группах? И может ли это сделать нечто вроде примитивного коммунизма в гораздо большем масштабе? Конечно, мы не знаем точно, но я думаю, что есть основания полагать, что это возможно.
Давайте подумаем о том, как такое общество может работать. Поскольку термин «социализм» имеет сегодня несколько более гибкие коннотации, чем коммунизм, мы будем использовать термин кибер-социализм” для этой новой формы решения социальных решений, основанных на ИТ.
Кстати, позвольте мне внести ясность, что я не выступаю таким способом за организацию общества. Я еще не уверен, можно ли будет детально описать этот сценарий таким образом, чтобы сделать его возможным и желательным. Но я думаю, что очень интересно задуматься о таких радикальных новых возможностях, как этот, и я думаю, что очень вероятно, что некоторые версии этого будут рассмотрены в будущем.
Кибер-социализм. Основная идея
Основная идея заключается в том, что ИТ позволяет создавать публично видимую репутацию для всех в группе, исходя из детального отслеживания их действий. Представьте себе, например, что вы можете пойти в продуктовый магазин и оставить с любой комбинацией хлеба, яиц, мороженого и пива, которые вы хотите. Хотя вы фактически ничего не платите, отслеживается стоимость того, что вы принимаете. Наряду с вашим потреблением отслеживаются все ваши вклады в другие. Каждый раз, когда вы пишете программное обеспечение, готовите еду или вырезаете чьи-то волосы, ценность того, что вы делаете, записывается.
Теперь представьте себе, что некоторая комбинация ваших сверстников, различных экспертов и ботов дает оценку того, насколько вы способны вносить свой вклад в общество и сколько вам нужно от доступных товаров и услуг. Например, возможно, ваши коллеги оценивают, насколько они думают, что вы способны внести свой вклад в работу и сообщить о том, сколько вы действительно вносите. Ваши врачи оценивают, сколько медицинской помощи вам нужно, и есть ли у вас инвалидность или болезнь, которая мешает вам работать.
Наконец, представьте, что очень сложные алгоритмы анализируют все эти данные для расчета многомерной репутации для вас на основе того, что вы внесли и использовали по своим способностям и потребностям. Например, если вы вносите столько, сколько сможете и используете только то, что вам нужно, тогда у вас будет хорошая репутация и вы сможете участвовать во всех благах общества. Например, если вы отключены, у вас могут быть значительные медицинские расходы и вы не можете работать, но поскольку вы по-прежнему вносите столько, сколько сможете, вы все равно можете быть уважаемым членом общества.
Некоторые люди смогут внести гораздо больше, чем нужно, и у них будет еще лучшая репутация из-за их чистого вклада в общество. Возможно, эти высокие участники будут широко признаны и уважаемы в том, как мы часто уважаем богатых или известных людей в нашем обществе сегодня. Если вы один из этих людей, вы были бы социально желательным партнером, и вы могли бы пойти на фронт линий в магазинах, театрах и аэропортах. Неравномерность материального потребления, по-видимому, будет меньше в этом обществе, чем в нашей, но вы также можете получить доступ к нескольким материальным выгодам (например, более приятным автомобилям или специальному жилью), которые не будут доступны другим.
С другой стороны, если вы вносите меньше, чем можете, или используете больше, чем вам нужно, то вы не будете делать то, что от вас ожидается, поэтому у вас будет репутация бездельника или мучителя. И если вы также будете использовать больше, чем сможете, то ваша репутация будет еще хуже. Ваши родители, вероятно, не гордятся тем, что вы достигли, мало кто захочет быть вашими друзьями, и вы вряд ли будете в списке приоритетов, когда дело доходит до получения государственных услуг. Если вы продолжаете нарушать нормы сообщества о том, сколько вы должны вносить и использовать, вы можете подвергаться различным видам наказания, и в крайних случаях вас могут даже попросить покинуть общество в целом.
Иными словами, кибер-социалистическая экономика решит, как распределить человеческий труд, продовольствие и другие ресурсы по-разному от системы, которая преобладает в капиталистических экономиках. Вместо взаимных соглашений между покупателями и продавцами на рынке решения о ресурсах будут основываться на социальных нормах, которые воплощены в том, как вы оцениваете другие люди и в алгоритмах вычисления репутации. Эти социальные нормы будут соблюдаться последствиями хорошей или плохой репутации. Кроме того, в отличие от чисто рыночной экономики, кибер-социалистическая экономика явно учитывала бы потребности и способности людей, а не только то, что они потребляют и производят.
Томас Мэлоун