Финансовый кризис 2008-2009 годов не был обычным кризисом. Он поставил американскую банковскую систему на колени, уничтожил миллионы рабочих мест и почти привел к распаду еврозоны. И это только краткий список причиненного ущерба. Учитывая, насколько это было плохо, возможно, было бы разумно ожидать, что теперь у нас будет система, предотвращающая очередной разгром. Но прошло десять лет, и идея, что мы усвоили наши уроки, в лучшем случае кажется странной, а в худшем – смешной. Новый кризис назревает через 10 лет после последнего.
Один из основных не усвоенных уроков заключается в том, что массовое наращивание долга может привести к серьезному финансовому кризису. Даже небольшое событие ликвидности, которое мешает пролонгировать все большую и большую сумму долга, в конечном итоге разрушает все здание.
Это не откровение. Даже «Тюльпановая мания» 1630-х годов, которая закончилась крахом, была вызвана огромным увеличением кредитного плеча, созданного «фьючерсами на тюльпаны». Самые недавние провалы, такие как кризис задолженности Латинской Америки 1982 года, кризис сбережений и займов 1990 года, Япония крах 1990 года и азиатский кризис 1997 года могут быть следствием неконтролируемого роста кредита. И, конечно, в основе кризиса 2008 года лежала экспоненциальная цепочка рычагов, построенных вокруг ипотечных деривативов.
После кризиса 2008 года была пролита река чернил, чтобы осудить безудержную долговую спираль, которая привела к ней. Поэтому удивительно иронично, что по мере того, как мы выползаем из десяти болезненных лет борьбы и восстановления, даже самые откровенные фискальные ястребы того времени теперь, похоже, не обеспокоены тем, что долг снова растет быстрыми темпами.
Это, увы, неудивительно. Как отметил профессор Ричард Киндлбергер из Массачусетского технологического института в своей классической книге 1978 года «Деньги, паника и аварии», после кризиса должно пройти какое-то время, «прежде чем инвесторы в достаточной степени оправятся от своих потерь и разочарований, чтобы снова захотеть купить листовку». Кажется, что десять лет считаются достаточным временем для возобновления событий.
Несмотря на то, что экономика, которая по всем параметрам восстановилась неплохо, если не впечатляюще, США только что решили задействовать большой и, скорее всего, ненужный фискальный стимул, который раздувает государственный долг и фискальный дефицит. Но правительство не одиноко в том, чтобы отказаться от благоразумия. Частный сектор, подстегнутый низкими процентными ставками, поглотил долги. Это верно не только в США, но и во всем мире.